Бабушка мозес картины смотреть. Бабушка мозес и ее картины

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес) 1961г.
Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
А можно ли пережить все стрессы жизни, занимаясь любимым делом, новым, и непривычным? МОЖНО!!! Кто-нибудь слышал про бабушку Мозес, американскую художницу - самоучку? Имя этой женщины практически не известно в нашей стране даже среди художников. Тем не менее, история её жизни – это удивительный путь к искусству.

Миссис Мозес не всегда была бабушкой, вдовой фермера и матерью 10 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Полное имя художницы - Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера на окраине штата Нью-Йорк. Это местечко ни сейчас, ни тем более, столетие назад, не было оплотом культуры и очагом цивилизации. Тем не менее, это обстоятельство ни в детстве, ни в зрелые годы, ни в старости не угнетало Анну Мэри, так как практически всю свою сознательную жизнь она провела на фермах. Родители Анны Мэри никогда не жили в достатке, поэтому образование девочка получила самое незатейливое – читать и писать, не более. С 12 – ти лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл жизни заключался в зарабатывании средств на кусок хлеба.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно - в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы на хоть какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же как она, безнадёжный бедняк, наёмный рабочий.



Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.
Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, 5 похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…




В 1927 году Анне исполнилось 67 лет и она уже бабушка. В этом году умер муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать. Сколько лет она вышивала – не известно. Известно, что кисть она взяла в 76 лет. Получается, что вышивала она около 9-ти лет.


Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но проклятый артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…


Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки … Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.







Картины миссис Мозес выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы бабушки Мозес.


Известности бы не случилось, и умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый день февраля 1939 года (Анне 78 лет!) Нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображающие в манере примитива местный пейзаж. Инженер заволновался, тут же заработал в сознании бессонный механизм коллекционной страсти. Он открыл дверь аптеки.
«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» - спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и дарит свои картинки всем. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»… «И где проживает бабуля?» - поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Дом по местным обычаям был открыт, но хозяйку он не застал. Бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе…

Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие у нее есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей сам деньги. Она сначала не поняла, что он покупает - пейзажи, написанные на деревянных дощечках, или её домик. Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и уплатил ей более двухсот долларов за все картины. Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом, он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой. А миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…






Хочется отметить, что в те времена в Америке « » вошло в моду и набирало обороты.
Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам Нью-Йоркская богема не проявила. Большинство арт-диллеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей. Это они зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!

Судьба благосклонна к упрямым. Через год Калдор знакомится с Отто Каллиром, владельцем новой Нью-Йоркской галереи «Galerie St. Etienne». В октябре 1940 года открылась первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Лет!!! Бабушка Мозес в своей чрной шляпке и платье с кружевным воротником, лично поприветствовала публику.

Выставка «Что рисует жена фермера» была благосклонно принята критиками, прессой и привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.
В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы, а так же в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс – клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес. 1960 г., бабушка Мозес отмечает 100- летний юбилей (ау, скептики арт- дилеры!), её портрет украшает обложку журнала « Life», а сама она отплясывает джигу со своим лечащим врачом!

Губернатор штата НьюЙорк объявил 7 сентября 1960 г. – днём бабушки Мозес.






Бабушка Мозес всегда была открыта новым задачам, но решительно противостояла попыткам посторонних указывать что или как ей рисовать: «Кто-то попросил меня написать Библейские сюжеты, но я отказываюсь – я не буду изображать то, о чём мы ровным счётом ничего не знаем. Это всё равно что изобразить то, что случится через тысячу лет»… За два года до своей смерти она, однако, согласилась иллюстрировать детскую книгу, знаменитое стихотворение Клемента К. Мура “Ночь перед Рождеством” – сюжет которого о том, чего люди на самом деле никогда не видели – как Святой Николай Чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.


Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101г, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга» нарисованая в июне 1961г. считается последней завершённой работой миссис Мозес.


Радуга 1961г.
Постепенно к началу 21 века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, по-тихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно её и впрямь бы забыли навсегда, но в начале 21 века, наследниками Отто Каллира, новыми владельцами г «Galerie St. Etienne» была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом» нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60000.
Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.






«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес)


Кто сказал, что после 70-ти жизнь кончилась, в 76 всё только начинается…

Удивительно, что бабушка Мозес родилась ровно за 100 лет до моего рождения, оставив после себя более 1000 красочных картин, которыми можно украсить любую детскую книжку. Никому не известная в молодом и зрелом возрасте, она стала по-настоящему знаменитой и успешной на восьмом десятке лет. К вековому юбилею ее фото украсило обложку журнала «Лайф»!

Ее жизнь не была историей счастливой Золушки. Отнюдь. Скорее всего, она – яркий пример человека бесконечно трудолюбивого, не поддающегося жизненным невзгодам и верящего в успех на любом этапе жизни. Несломленная трудностями многодетная мама на всю свою долгую жизнь сохранила доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года, которые она по памяти из детства переносила на холст.

Факты из жизни бабушки Мозес

Ее настоящее имя – Анна Мария Робертсон Мозес. Она родилась в Америке в 1860 году в многодетной фермерской семье и уже с нежного 12-летнего возраста начала самостоятельно зарабатывать себе на жизнь у более богатых соседей-фермеров. В 27 лет вышла замуж за работника фермы и переехала из Гринвича в Вирджинию. Семейная пара тяжело и много работала, за собственные сбережения Анна купила корову и аппарат для сбивания масла, а позже она зарабатывала, делая чипсы. Рождались дети, нужно было всех прокормить, помочь стать на ноги. К сожалению, из 10 детей, которые появились в семье, пятеро умерли сразу после рождения.

Живя на ферме и постоянно занимаясь сельским трудом, Анна любила вышивать пряжей. Но в преклонном возрасте, 76 лет, когда заниматься вышивкой стало невозможно из-за развившегося артрита, она оставила рукодельные расшитые полотна и начала рисовать. Ее ранние работы отображали ностальгические картинки из далекого детства с играми, забавами и Рождеством.

Картины бабушки Мозес

Создавая примитивные, почти детские картины, она не рисовала их для себя, а дарила родственникам и знакомым. Казалось, они не имели особой ценности, ведь были написаны простой женщиной, без особого таланта и соответствующего образования, хотя вызывали улыбку и положительные эмоции. Иногда работы выставлялись для показа, но без особого успеха… И все-таки чудо произошло!

Счастливый случай решает судьбу художницы бабушки Мозес

Выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, который не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом неимоверной художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка не поверила ни одному его слову. Но встреча двух упрямых людей оказалась судьбоносной, несмотря на скептицизм, с которым поначалу знатоки живописи отнеслись к картинам женщины ну очень преклонного возраста.

В 1940 году, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка, на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.

С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. Их примитивизм был близок и понятен каждому, а сюжеты всегда вызывали счастливые воспоминания из детства о друзьях, купании на речке, катании с горки, Хеллоуине и Рождестве. Сюжеты были понятны и близки почти каждому человеку и не требовали особых знаний искусствоведения: все просто, как в детстве – зима, светло- весна, темно-зеленое лето и осень, сани, олени, лошади, Санта-Клаус.

Успех 100-летней художницы Мозес

За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов!

В нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала суперзвездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография. Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Ее 100-летний юбилей по указанию губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера праздновали как праздник всей страны, на 101 День рождения звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы.

Анна Мария Мозес не переступила 102 жизненный отрезок, скончавшись за несколько месяцев до даты своего рождения. О прискорбном событии новость вышла на первых страницах печатных изданий по всей Америке и большей части Европы. Она оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих доброту, сказочность природы, детства, волшебство праздников.

Вы еще сомневаетесь, что в любом возрасте можно воплощать свои мечты и желания? Самый яркий пример этому – жизнь и творчество 100-летней художницы бабушки Мозес.

Будьте смелыми и настойчивыми, воплощая в реальность свои видения и фантазии!

Бабушка Мозес

Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses , настоящее имя Анна Мэри Мозес , урождённая Робертсон , англ. Anna Mary Moses , b. Robertson ; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма .

Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 г. Анна Мозес снова стала рисовать.

В 1938 г. нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки, в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи. В течение 1940-х гг. выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 г. она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 г. президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 г. была издана её автобиография. В 1960 г., к столетию Бабушки Мозес , её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес , «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 г.), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 г. на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.

Биография


Она была слишком стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес ". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес : "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес , как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.

Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.

Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...

В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).

Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.

Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...

История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари , пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.

Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...

Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.

В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...

Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.

К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками, в конце концов, увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.

Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла, когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".

Анна Мозес (Бабушка Мозес) Anna Mozes

Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес : "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Catching the Thanksgiving Turkey, 1943


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


2. Shenandoah Valley, 1938

3. Shenandoah Valley (1861 News of the Battle), 1938


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


4. Catching the Turkey, 1940

5. Mt. Nebo on the Hill, 1940


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


6. The Burning of Troy in 1862, 1943

7. Sugaring Off, 1943


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


8. Checkered House, 1943

9. Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).


10. Early Springtime on the Farm, 1945

11. Wash Day, 1945


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


12. Hoosick Valley (From the Window), 1946

13. Grandma Moses Goes to the Big City, 1946


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


14. A Tramp on Christmas Day, 1946

15. Apple Butter Making, 1944-1947


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


16. The Spring in Evening, 1947

17. A Storm Is on the Water Now, 1947


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


18. The Thunderstorm, 1948

19. A Beautiful World, 1948


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


20. Plow Boy, 1950

21. The Quilting Bee, 1940-1950


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


22. Country Fair, 1950

23. Taking in the Laundry, 1951


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


24. Morning Day on the Farm, 1951

25. Joy Ride, 1953


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


26. Sugaring Off, 1955

27. Halloween, 1955


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


28. A Blizzard, 1956

29. Eagle Bridge Hotel, 1959


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


30. Waiting for Christmas, 1960

31. So Long Till Next Year, 1960


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


32. The Rainbow, 1961

33. Checkered House


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


34. Checkered House

35. Catching the Turkey


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


36. Winter

37. Christmas at Home


Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


38. Let Me Help

Anna Mary Robertson Moses

Текст: Станислав Артёмов, «Люди»

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Анна Мари Мозес

Сегодня я расскажу вас о женщине с удивительной судьбой, которая прожила долгую, непростую, но счастливую жизнь. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мари Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Анна Мари родилась и выросла в многодетной семье фермеров Робертсонов, и считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, была очень бедна. Девочка получила лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. В двенадцать лет ей пришлось пойти работать к богатым соседям.
Замуж Анна Мари вышла по тогдашним меркам поздно: в 27 лет, за такого же бедного работника фермы. После свадьбы молодожены вместо свадебного путешествия отправились искать место, где больше платят, чтобы накопить денег на собственный участок земли для фермы.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет. Именно столько потребовалось, чтобы скопить достаточно денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. Всю жизнь она прожила на своей ферме в этом маленьком провинциальном городке.
Жизнь Анны Мари прошла в тяжёлых крестьянских трудах: просыпаться нужно было до зари, доить коров, ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду.

Когда Анне Мари было 67 лет, делами семейной фермы занялся младший сын, а у нее вдруг оказалось слишком много свободного времени. Анна Мари была не из тех, кто может сидеть целый день сложа руки: «Я просто не могла сидеть в кресле-качалке», говорила она позже в одном интервью. Миссис Мозес сначала занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя из-за артрита ей пришлось оставить это занятие. В детстве Анна Мари очень любила рисовать и дочь предложила матери попробовать начать рисовать картины…

И она взяла в руки кисть и всю свою доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года начала переносить на холст. Часто она рисовала картины по памяти из своего детства. Рисовать ее никто никогда не учил. Картины получались очень самобытными, добрыми, яркими, немного наивными, похожими на детские рисунки… Свои картины Миссис Мозес дарила родственника и знакомым. Картины вызывали положительные эмоции и улыбку у всех, кто их видел.


В 1938 году выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, неизвестно как попавший в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Луис был очарован картинами и не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка Мозес не поверила ни единому его слову…

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам «из глубинки». К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры «народного» творчества…

В октябре 1940 года, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка под названием: «Что рисует жена фермера», на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.
С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. И везде из принимали очень тепло, ведь сюжеты простых и наивных картин не требовали особых знаний искусствоведения и были понятны и близки каждому человеку: счастливое деревенское детство, семейные праздники, сцены из обычной жизни сельчан…Картины бабушки Мозес, простые, незатейливые и добрые, как она сама, никого не оставляли равнодушными, даря радость и наполняя сердца теплом и счастьем.




Один критик сказал об Анне Мари Мозес: «Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».
Та что в нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала настоящей знаменитостью и звездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография.

За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов! Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации… Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Её дни рождения отмечались на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «днём Бабушки Мозес», звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы…

Но Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира и вся эта шумиха вокруг ее картин и ее самой. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: ее картины продавались за большие деньги, а еще сюжеты работ художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов… Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу», — говорила она. — «И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» .
Она прожила 101 год и оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих красоту природы, теплоту обычного человеческого счастья, волшебство праздников и свет души самой художницы.
А теперь ВНИМАНИЕ для тех, кто считает, что ему в 30, 40, 50, 60 и т.д. … лет поздно начинать что-то новое в своей жизни, поздно начинать заниматься творчеством, поздно делать то, что нравится и хочется:

Когда Анна Мари Мозес начала рисовать ей было 76 лет. Она прожила 101 год, создав более 1600 картин и рисунков. То есть, начав творить в преклонном возрасте 76-ти лет она творила еще ЦЕЛЫХ 25 лет! Полноценных, активных, творческих лет не в кресле-качалке у камина, в полудреме предаваясь воспоминаниям о прошлом, а с кистью в руках и холстом на коленях, передавая свет и доброту своей души на полотна своих картин.

Не поздно, слышите, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО заняться тем, что любишь и начать воплощать свои мечты. Берите пример с Бабушки Мозес, и вспоминайте эту историю всегда, когда вам захочется опустить руки и отказаться от своей мечты!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
С любовью и верой в вас, Наталья Аряева.