Особенности вождения в италии. Как отслеживают превышение скорости в Италии? Размер штрафа за превышение скорости в италии

Помните свое первое вождение в городе после получения прав? Я вот хорошо помню. А вождение автомобиля в чужой стране чем-то похоже на первый водительский опыт: и страшно может быть, и переживания есть. Поэтому хочу поведать вам об особенностях вождения автомобиля в Италии. Мой рассказ поможет себя чувствовать себя на дороге более уверенно.

Специфика вождения

В каждой стране свой водительский менталитет. Что касается Италии, то много водителей тут просто «взрывоопасные». Очень стремительные, агрессивные, но при этом достаточно-таки умелые. «Слабоумие и отвага» – это не их девиз. Они резко тормозят, совершают обгоны, подрезают друг друга, и при этом все остаются живы и здоровы. У итальянских водителей отлично развитая реакция. А вот мямлей и слюнтяев на дороге они просто не переносят, так что никто не будет плестись за вам со скоростью 80 километров в час по автостраде. Собрались делать обгон? Делайте его! А то если будете дергаться туда-сюда, станете объектом для насмешек на дороге. Если вам мигает фарами автомобиль, едущий за вами, скорее всего его водитель пытается «мягко намекнуть» чтобы вы либо добавили газу, либо не плелись перед ним как черепаха и дали дорогу. А вот если фарами моргает водитель встречной машины, то тут все как у нас на родине – впереди пост дорожной полиции. Если вам сигналят клаксоном, то догадываться, что это значит, нужно в зависимости от ситуации. Гудок автомобиля может значить: «Привет, красотка!», «Прочь с дороги!», «Чао!» и даже «Вперед за мной! Светофор наконец-то зеленый!»

Какие нужны документы для водителя в Италии

У вас должно быть международноеи российское водительские удостоверения,и при этом в нем ваше полное имя должно быть прописано латиницей, в другом случае, на дорогу лучше и не выезжать. Также в вашем портмоне,помимо самих удостоверений, должна быть транспортная страховка и технический паспорт. Кроме документов, в вашем автомобиле в обязательном порядке должны находиться знаки аварийной остановки (две штуки) и набор дополнительных лампочек.

Обратите на это особое внимание, у вас должен быть светоотражающий жилет. И на автостраде выходить без него из машины строго-настрого запрещено. Ведь каким бы вы не были двухметровым качком или фигуристой длинноногой красоткой мчащиеся водители могут вас не заметить без жилета на проезжей части, и тогда будет, как говорят, печаль-беда.

Районы ограниченного вождения в Италии

Что же это за зоны такие коварные? Если попросту сказать, то на этих участках ездить на автомобиле запрещено. К ним относятся районы с пешеходным движением и зоны, обозначенные знаками Area Pedonale и Zona Traffico Limitato. В большинстве итальянских городов есть такие территории – очень часто это исторические центры. Если вы проскочили в них на автомобиле и радуетесь, что вас не остановил патруль, то радость сменится печалью, когда вы по почте получите штраф, ведь при въезде в такие места есть камеры, которые фотографируют машины всех нарушителей.


Скоростные режимы для автомобилистов в Италии

В населенных пунктах Италии двигаться можно со скоростью не более 50 километров в час. Вне населенного пункта можете развить скорость до 110 километров в час. Максимальная допустимая скорость на автостраде составляет 130 километров. Не пытайтесь играть наперегонки с итальянскими водителями, за превышение скорости грозят штрафы вплоть до двух тысяч евро! А если вы мчались по населенному пункту со скоростью в 110 километров в час, то вас даже могут лишить прав, ведь именно так наказывают водителей, которые превысили допустимую скорость на более чем 60 километров в час.Если вы арендовали машину, а потом получили штраф, то им одним вся эта история не закончится. Есть два важных момента.

Первый заключается в том, что при аренде автомобиля вы оставляете «залог» на своей банковской карточке для прокатного агентства, с которого будут списаны средства в случае штрафов или затрат на ремонт автомобиля. Второй момент касается того, что «штраф», якобы списанный компанией из вашей карточки, не является штрафом «по сути». Это всего лишь административный сбор агентства проката за то, что она передала все ваши данные полиции. И он будет списан с той суммы, которую вы оставили в залог. А само «письмо счастья» вы получите уже, скорее всего, дома. Таким образом, иностранец, арендовавший машину и нарушивший ПДД, платит и штраф, и немалый сбор в агентство.


На просторах солнечной Италии есть два приспособления для запечатления нарушителей скоростного режима. Это Autovelox и Sistema Tutor. Autovelox располагаются на больших автомагистралях и шоссе и представляет из себя большую коробку с камерой внутри, которая немилосердно делает снимки всех «водителей-грешников». Sistema Tutor – это уже более новая система, и смысл действия у нее таков: фотоаппараты подвешиваются над всей протяженностью автомагистрали и фиксируют вашу скорость каждый раз, когда вы под ним проезжаете, далее информация суммируется, и в итоге ваша средняя скорость при проезде по автомагистрали в сухую погоду должна быть не более 130 километров в час, а в дождь – 10 километров в час. Если у вас арендованный автомобиль, то не думайте, что с вашим отбытием на родину уладятся и все проблемы, и о штрафе можно забыть. Штраф либо пришлют вам домой, либо он будет списан с суммы, которую вы оставляли в залог при аренде машины.


Движение по платным автодорогам

В Италии есть как платные, так и бесплатные автодороги. О последних и думать нечего – езжай себе, куда глаза глядят, без зазрения совести и опустошения кошелька, правда, на очень маленькой скорости. А вот с платными нужно хорошенько разобраться. В Италии платные автострады. Их можно распознать по знакам зеленого цвета. Обозначаются автострады буквами «А». К примеру, А1 – это автомагистраль, которая соединяет и . Средняя стоимость движения по платным автомагистралям составит 5 евро. Когда въезжаете на автостраду, не забудьте взять квитанцию, а при выезде с автострады оплатить проезд наличными или через карту.

Вождение с GPS

Как по мне, так это вполне хорошая «игрушка», надежно закрепившаяся в жизни водителей. Однако стопроцентно доверять этому «бездушному роботу» я бы не стала. Рассказываю почему.

  • Во-первых, навигатор может завести вас в ZTL, зону, куда автомобилям попадать категорически запрещено.
  • Во-вторых, навигатор может завести вас в тупик или аллейку со ступеньками.
  • Ну и третий вариант самый экзотический. В Италии есть города с одинаковыми названиями, однако, в различных регионах. И вы сами понимаете, что может произойти, если вы введете название такого городка.

Аренда автомобилей

Ну, и пару слов об аренде автомобиля, так как без этого момента рассказ об особенностях вождения в Италии будет неполным. Прокатных агентств в Италии много, однако при аренде автомобиля не соблазняйтесь на самые низкие цены, так как с вас могут потребовать дополнительные суммы при возвращении автомобиля. Благоразумным будет арендовать машину в компании, которая предоставляет страховку и круглосуточную поддержку для своих клиентов. Также модель автомобиля нужно подбирать в зависимости от типа дорог, по которым вы планируете поездки.

Для того, чтобы взять автомобиль в аренду, вам понадобятся такие документы:

  • Международное водительское удостоверение и российские права.
  • Кредитная карточка, с наличием, как минимум, 500 евро на счету. Эти деньги «замораживаются». И часть их списывается с вашего счета, если вы нарушили ПДД или машина после вашей поездки нуждается в ремонте. После того, как вы вернули автомобиль, эта сумма будет вам возвращена в течение месяца. Во время оформление договора внимательно уточняйте, что именно вы получите за свои деньги. В большинстве компаний «по умолчанию» это такой пакет услуг: пробег на неограниченное расстояние, страховка от повреждения и угона автомобиля с франшизой, страхование третьих лиц и местный НДС. Дополнительные услуги нужно доплатить отдельно.
  • Для аренды автомобиля нужно иметь водительский стаж как минимум один год. И методом нехитрых вычислений получается, что автомобиль можно арендовать с 19 лет. Однако на практике подавляющее большинство прокатных фирм в своих правилах устанавливают возраст водителя от 21 или 23 лет.

Что касается стоимости аренды машины, то за день проката автомобиля эконом-класса нужно заплатить 30-50 евро, за автомобиль класса «Универсал» – 90-120 евро, а за машину класса «Люкс» в среднем – 150 евро.

То эта информация о тонкостях вождения и правилах может вам пригодится.

Навигаторам GPS доверяйте, но проверяйте! В Италии часто можно встретить города и улицы с одинаковыми названиями в разных регионах, кроме того, навигаторы могут завести в зову ограниченного движения ZTL (о ней чуть ниже) и, как результат, можно получить приличный штраф. Ограничения скорости стоит смотреть по знакам вдоль дороги, т.к. и в этом навигаторы часто ошибаются.

Теперь, по порядку о некоторых тонкостях, которые важно знать.

Иностранные водительские права в Италии

Опыт показывает, что российские права нового образца в Италии, как правило подходят и ничего дополнительного не требуется. Однако, стоит знать, что согласно законам Италии, это не совсем корректно. Подробно мы писали об этом . Если коротко, то граждане РФ для вождения в Италии должны использовать водительское удостоверение, выданное в стране их гражданства, которое должно иметь заверенный перевод на итальянский язык. Либо в дополнение к национальному водительскому удостоверению необходимо наличие международного водительского удостоверения.

Зона ограниченного движения (Zona Traffico Limitato или ZTL )

Зоны ограниченного движения есть практически во всех городах Италии, совершенно точно они есть в крупнейших городах и, как правило, ограничивают въезд в исторический центр.

Очень аккуратно относитесь к знакам такого вида:

Часто под ними мелким текстом на итальянском написано, в какое время и при каких условиях действует ограничение на проезд. В случае сомнения лучше выбрать другую дорогу, т.к. штрафы за проезд в запрещенной зоне достаточно приличные.

Иногда въезд в эти зоны автоматизирован:

Обратите внимание на надпись на электронном табло:

Varco attivo – ехать нельзя, действует ограничение.

Varco non attivo – проезд разрешен, ограничение не действует.

Как правило, для проезда в эту зону нет физических ограничений, но не стоит радоваться, т.к. на въезде стоят камеры и штрафы выписываются практически в автоматическом режиме.

Основные виды дорог в Италии

Междугородняя трасса (второстепенная)

Согласно правилам дорожного движения Италии, это дороги с одним дорожным полотном, минимум двумя полосами движения - по одной в каждом направлении. Для таких видов дорог, как правило нет специальных обозначений, они проходят между небольшими населенными пунктами.

Междугородняя трасса (первостепенная)

Согласно правилам дорожного движения Италии, первостепенные междугородние трассы должны обладать следующими признаками:

  • Два дорожных полотна, физически разделенных между собой;
  • Каждое дорожное полотно должно иметь, как минимум, две полосы движения и обочину по правой стороне (полоса движения для спец.транспорта не обязательна);
  • Вдоль дороги должны быть организованные парковки и заправки;
  • Въезд и выезд на дорогу осуществляется через дополнительные полосы разгона и замедления;
  • Начало и окончание дороги должно быть обозначено соответствующими знаками.

Данным знаком обозначается начало первостепенной междугородней трассы:

В свою очередь первостепенные междугородние трассы могут быть трех подвидов:

Государственная дорога (Strada Statale ) . Обозначается SS+номер трассы.

Региональная дорога (Strada Regionale ) . Обозначается SR+номер трассы.

Провинциальная дорога (Strada Provinciale ) . Обозначается SP+номер трассы.

Если у вас есть сомнение, по какой дороге вы едете: первостепенной или второстепенной, достаточно обратить внимание на дорожные знаки. Для первостепенных дорог все они на синем фоне.

Автомагистраль

Согласно правилам дорожного движения Италии, это дороги:

  • с физически разделенными дорожными полотнами, каждое из которых должно иметь как минимум 2 полосы движения плюс полосу движения для спец.транспорта (corsia di emergenza);
  • дорога должна быть оборудована парковками и заправками;
  • въезд и выезд на дорогу осуществляется через дополнительные полосы разгона и замедления;
  • начало и окончание дороги должно быть обозначено соответствующими знаками.

Данным знаком обозначается начало автомагистрали:

На нем также обозначены ограничения на виды транспортов, которые могут перемещаться.

Окончание дороги отмечается таким знаком:

Все дорожные знаки вдоль автомагистрали размещены на зеленом фоне.

Автомагистрали могут быть платными и бесплатными. Про то, как пользоваться платными автодорогами мы рассказывали в нашей специальной статье .

Ограничения скорости в Италии

В Италии действуют следующие ограничения скорости:

По населенным пунктам: 50 км/ч

Междугородняя трасса (второстепенная): 90 км/ч

Междугородняя трасса (первостепенная): 110 км/ч

Автомагистраль: 130 км/ч.

Обратите внимание, что часто вдоль дорог имеется такой знак:

(может быть в немного разных вариациях, на разном фоне в зависимости от вида дороги).

Этот знак обозначает, что скорость контролируется автоматическими системами.

В Италии есть две основные системы: Autovelox и Sistema Tutor .

Например, autovelox выглядит так:

А так Sistema Tutor вдоль автодорог:

Есть и другие вариации. В любом случае, все устройства оборудованы сенсорами и видеокамерами.

> Правила дорожного движения и парковки в Италии

Несмотря на то, что путешествие по Италии на личном или взятом в аренду автомобиле удовольствие не из дешёвых, многие туристы, особо ценящие личную свободу и независимость от общественного транспорта, выбирают именно данный способ передвижения по стране.

Отправляясь в путь на автомобиле по Италии, путешественники должны обладать водительским удостоверением международного образца и помнить, что итальянские правила дорожного движения (ПДД), ничем не отличаясь от общеевропейских, с ПДД стран СНГ имеют некоторые различия.

Скоростной режим в итальянских населённых пунктах ограничен 50 км/ч, за пределами таких населённых пунктов при движении по обычным государственным дорогам ограничение составляет 90 км/ч, а в зависимости от вида автострад разрешённой скоростью будет 110 и 130 км/ч, о чём дополнительно сообщат дорожные знаки. Вообще, в Италии необходимо неукоснительно следовать не только знакам дорожного движения, но и надписям на самой проезжей части, предписывающим конкретные действия водителям.

Следует помнить, что во время движения все находящиеся в автомобиле, не исключая пассажиров на заднем сиденье, должны быть в обязательном порядке пристегнуты ремнями безопасности. Перевозимые в автомобиле маленькие дети обязаны находиться в специальном детском сиденье, а перевозка детей младше 12 лет на переднем пассажирском кресле категорически запрещена. Разговаривать по мобильному телефону водителю разрешено только используя проводную или беспроводную гарнитуру.

При движении по дорогам, имеющим несколько полос в одном направлении, необходимо двигаться, придерживаясь правой полосы, используя левую только для опережения попутных транспортных средств. При въезде на перекрёсток с круговым движением, которых в Италии немало, следует помнить, что преимущество всегда у движущегося по кругу транспорта. Остановка на автострадах разрешается только в специально устроенных боковых «карманах», обозначенных латинскими буквами SOS.

Несмотря на то, что сами итальянцы частенько нарушают скоростной режим, туристам его всё-таки лучше соблюдать, иначе высока вероятность заплатить внушительный штраф, размеры которого самые высокие в Европе. Так, превышение разрешённой скорости на величину от 5 до 30 км/ч влечёт за собой штраф 30-200 Евро, а свыше 30 км/ч подразумевает не только штраф в 400-1400 Евро, но и лишение водительского удостоверения. На дорогах местного значения ещё можно встретить дорожных полицейских с радарами, но на скоростных автострадах их успешно заменяют автоматические радары, фиксирующие нарушение с помощью специальной скоростной камеры.

Особой строгостью отличаются итальянские законы по отношению к лицам, задержанным при управлении автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Таким нарушителям, которые являются основными виновниками аварий в стране, грозит не только чрезвычайно высокий штраф, но, часто, и тюремное заключение.

Отдельно следует сказать ещё об одной проблеме, доставляющей головную боль не только туристам, но и местным жителям - парковке. Большинство улиц в итальянских городах чрезвычайно извилисты и узки, что сказывается на ограниченности пригодных для парковки мест. Если всё-таки на улице имеется свободное для парковки место, нужно обязательно обратить внимание на дорожную разметку. Различные виды парковок имеют специальное цветовое обозначение.

Белым цветом обозначаются бесплатные парковки, чаще всего занятые автомобилями местных жителей, отлично ориентирующихся в городе. Бесплатные парковки можно также найти у крупных супермаркетов. В местах, обозначенных жёлто-черной полосой, парковка запрещена.

Голубой или синей сплошной линией обозначены платные парковки. Стоимость парковки в таких местах составляет от 1 до 3 Евро в час в зависимости от наличия поблизости популярных достопримечательностей, удалённости от центра города и времени суток. Чаще всего такие парковки оборудованы паркоматами, принимающими оплату. Получив в таком парковочном автомате талончик с указанием времени оплаты, необходимо поместить его на видное место на передней панели автомобиля или под «дворник» на лобовом стекле. Следует учитывать и тот факт, что сдачу паркоматы не выдают, поэтому лучше заранее запастись монетами и мелкими купюрами. Для оплаты парковок, не оборудованных парковочными автоматами, в кафе, магазинах, газетных киосках и отелях продаются специальные талоны, которые необходимо также закреплять на лобовом стекле с указанием времени начала парковки. Существуют и подземные парковки, автомобили на которые загоняют работники данных парковок, поэтому стоимость их ещё выше.

Парковки, обозначенные жёлтой линией, предназначены для стоянки автомобилей привилегированных лиц и льготных категорий населения, в т.ч. инвалидов. В некоторых городах встречаются места для парковки, обозначенные зелёным цветом. Парковать автомобиль в таких местах разрешается только с 16-00 до 9-30 и только по будним дням.

Двухколёсный транспорт - мотоциклы, мопеды и скутеры - пользующийся неизменной популярностью у итальянцев, имеет свои отдельные стоянки, обозначенные соответствующим знаком. Парковать автомобиль в таких местах не следует.

Полиция строго следит за правилами парковки и оставленный в неположенном месте автомобиль, часто приходится искать на штраф-стоянке. В среднем размер штрафа за неправильную парковку в итальянских городах составляет 30 Евро, а если оставленный в неположенном месте автомобиль мешает уборке или плановому ремонту улицы, что требует вызова эвакуатора, то сумма возрастает до пяти раз.

Таким образом, путешествие по Италии на автомобиле весьма удобный способ познакомиться со страной, но чтобы такая поездка доставила только хорошие впечатления и приятные воспоминания, необходимо тщательно соблюдать все ПДД, ни в коем случае не вступать в конфликт с принципиальными дорожными полицейскими и тем более не пытаться откупиться от них - даже намёк на взятку может привести к тюремному заключению.

Вопрос довольно банальный, а ответ на него многих позабавит. Автовелоксы и тьютор... Вот чего стоит бояться автомобилистам, решившим проехать по Италии за рулем автомобиля...

Но обо всем по порядку. Классическое средство, с помощью которого полицейские в Италии отслеживают превышение скорости, это ручной радар. Иногда, для удобства, его устанавливают на треногу. Но ничего забавного или удивительного в этой штуке нет, водители издалека могут увидеть припаркованный на обочине полицейский автомобиль и без труда снизить скорость. В сегодняшней статье я бы хотела подробнее остановиться именно на тех устройствах, которые таят подвох для водителя, в первую очередь иностранного, плохо информированного, что и как работает на итальянских дорогах.

Осторожно: АВТОВЕЛОКС

Автовелокс -- это неприметный ящик, установленный на обочине. В него вмонтирован датчик, который измеряет скорость всех проезжающих мимо автомобилей и, если скорость превышена, датчик включает специальную камеру и делает снимок номерного знака нарушителя.

О целесообразности автовелоксов в Италии давно идут споры. Противники упирают на то, что автовелоксы используются многими регионами в целях выкачивания денег из автовладельцев. Действительно, "ящики" порой установлены на длинных перегонах или в других местах, где интуитивно хочется разогнаться. А заметить их неподготовленному глазу очень сложно, они словно замаскированы под окружающую среду. Автовелоксы бывают серенькими и оранжевыми. Этот автовелокс я сфотографировала на курорте Мадонна ди Кампильо, спорю, что вы сможете его увидеть только через несколько секунд упорного разглядывания снимка 🙂

Штрафы, получаемые комунами от таких ящиков, доходят до 200 Евро с нарушителя, итальянцы шутят, что регионы таким образом зарабатывают второй бюджет.

С другой стороны, водители, знающие о наличии автовелокса на дороге, резко сбавляют скорость перед ним, а едва проехав его, снова жмут на газ. Никакой профилактической пользы эти ящики не приносят, так как скоростной режим все равно нарушается.

Интересно, что на некоторых участках дорог в Италии установлено по 10-12 автовелоксов, 90% из которых -- пустые, там нет камер. Но поскольку водители никогда не знают, где их ожидает фотосъемка, это вынуждает их быть дисциплинированными на всем протяжении "опасной зоны".

С автовелоксами у итальянцев постоянно происходят разные курьезные случаи. Однажды автовелокс, неправильно установленный на спуске с горы, показывал скорость на 17% превышавшую реальную. Другой автовелокс из двух автомобилей, проезжавших мимо одновременно, хотел оштрафовать тот, который двигался медленнее. Это произошло потому, что автомобиль, скорость которого была зарегистрирована как превышенная, обгонял другую машину, вот ее-то номер и сфотографировал автовелокс, а затем совместил эти данные в один файл...

Система ТЬЮТОР

Выявляет среднюю скорость автомобиля на участке протяженностью 10-25 километров. Датчики системы тьютор выглядят вот так:

Когда машина въезжает под такую конструкцию, колесами она включает датчики, расположенные под асфальтом. Они определяют тип транспортного средства (автомобиль, мотоцикл, грузовик, автобус) и включают фотокамеры, расположенные сверху. А те фиксируют время и номерной знак.

Когда машина въезжает под следующую такую же арку, все действия повторяются. Затем информация анализируется компьютером и, исходя из времени прибытия из точки А в точку Б, высчитывается средняя скорость транспортного средства. Данные автомобилей, скорость которых была в норме, удаляются, а нарушителей компьютер сам находит по базе данных и сразу распечатывает бланк штрафа, который поступит им по почте через неделю-две.

Тьютор работает и ночью, а также в дождь, снег и туман, когда видимость на дорогах сокращается до 30-40 метров.

Система тьютор, в отличие от автовелоксов, завоевала симпатии итальянцев сразу после введения (2005 год). Она способствует соблюдению правильного скоростного режима на дорогах, так как для водителей становится бессмысленным торможение перед камерами. По данным статистики, количество ДТП со смертельным исходим сократилось в Италии вдвое, ведь именно запредельная скорость передвижения по автострадам провоцировала аварии.

Как не получить штраф за превышение скорости?

Говоря "как не получить штраф" я не имею в виду перехитрить автовелокс или тьютор. Этой теме посвящена отдельная статья . Сегодня я имею в виду: как не выйти за рамки того, что разрешается на дорогах Италии...

1. Соблюдайте скоростной режим. По автострадам Италии можно передвигаться со скоростью 130 км/ч , если знаки не указывают иное. В дождь и туман необходимо снизить скорость до 110 км/ч. По главным межгородским трассам лимит скорости составляет 110 км/ч . По второстепенным -- 90 . В населенных пунктах 50 км/ч .

2. Смотрите на знаки, сообщающие о приближении автовелоксов и тьютора. Обычно они располагаются в 250-150 метрах от датчиков.

3. На этой странице постоянно выкладываются обновляемые карты Италии с указанием мест, где установлены Автовелоксы и тьюторы: www.poliziadistato.it/articolo/175. Воспользуйтесь переводчиком Гугл. Правда, слово "тьютор" в одном случае Гугл перевел как "репетитор", а в другом как "воспитатель". Отнеситесь к этому как к издержкам производства. Если внимательно изучить сегодняшнюю карту расположения тьюторов, то можно увидеть, что они разбросаны не по всей стране, а сосредоточены вдоль основных автотрасс (см. фото справа).

Куда придет штраф?

Многие иностранные водители думают, что за превышение скорости в Италии им ничего не будет. Раньше это было действительно так. Итальянской полиции, чтобы найти иностранного "шумахера", приходилось связываться с аналогичными структурами других стран и вкладывать в это энные суммы денег, а потом оказывалось, что законы этих стран защищают права нарушителей... Но все меняется. Сегодня со Швейцарией Италия имеет договор о стопроцентной взаимной выдаче нарушителей. Параллельно изучается опыт испанской провинции Каталония, где ежегодно иностранцы невыплачивают 130 тысяч штрафов. Каталония теряет на этом от 13 до 72 млн Евро. Для поимки нарушителей испанцы решили совместить электронику и человеческий фактор. Если автовелокс запеленговал иностранного злодея, номер его машины сразу сообщается патрульным, караулящим вдоль автотрасс или на выездах из страны, уж они-то и принимают нарушителей под белы рученьки, предлагая им оплатить штраф прямо на месте 🙂

Что касается водителей из не входящих в Евросоюз стран (читай россиян, белорусов, украинцев), то их обезвредить довольно просто: одни итальянские законодатели предлагают не выпускать их из границ Шенгена, другие предлагают не давать им виз в будущем... Так что штраф платить, как ни крути, придется.

В заключение -- видео о том, как работает тьютор.

Мы как-то привыкли записывать себя, российских водителей, в категорию самых отчаянных на свете. Ну или как минимум самых отчаянных среди европейцев. И действительно, приезжая домой после относительно долгих поездок по Финляндии, , Германии, или даже Прибалтике, обычно первые дни пребываешь в легком шоке от того, какие все вокруг наглые, быстрые и нервные. После путешествия в Италию все наоборот: несколько дней пытаешься заново привить себе привычку пропускать пешеходов и включать поворотники, а также отучиться плевать на двойную сплошную, красный свет, знаки приоритета и прочие привычные нам вещи.

Э та статья не претендует на звание полного путеводителя по дорогам Италии, а лишь отражает субъективные впечатления от двух недель в регионах Лацио и Кампания, в Риме и Неаполе за рулем Smart Cabrio. Расскажу и про самые любимые местными жителями автомобили, и о дорогах, и о парковках, и о том, как соблюдают ПДД (спойлер: никак) .

Наблюдений много, чтение рискует быть долгим, так что если сейчас у вас не так много времени, сохраните статью в закладки, почитайте на досуге. Узнаете много удивительного.

Автопарк

Как и в любой нормальной европейской стране, производящей собственные автомобили, в Италии обожают местный автопром, в основном – маленькие машины А и В-класса. По субъективным ощущениям, самые популярные машины – это старые и новые Fiat Panda в различных вариациях (включая внедорожную, про которую ) и Lancia Ypsilon, опять-таки всех трех поколений. Собственно, эти же модели продолжают удерживать первые строчки рейтинга продаж по сей день. Alfa Romeo 147, а также современный Fiat 500 вместе со своими предками Cinquecento и Seicento тоже весьма популярны, но все же меньше, чем Panda и Ypsilon.

Тотальная экзотика — индийская Tata!

Нашу «Ниву» мы видели дважды: одна была в полном «стоке», вторая — в «злом» внедорожном тюнинге»

Более крупные машины местного происхождения тоже попадаются, но значительно реже: это Fiat Punto разных годов, Alfa Romeo 156 и 159, диковинный бизнес-седан Lancia Lybra… Вот чего практически не видно, так это суперпремиума от Ferrari, Maserati и Lamborghini. Вопреки стереотипам, это для итальянцев такая же экзотика, как для нас.

1 / 2

2 / 2

Ретроавтомобилей хватает, в основном это крошечные классические Fiat 500, а если подобраться поближе к морскому побережью, то какие-нибудь манерные купешки вроде Fiat 128. Совсем старых Alfa Romeo не довелось увидеть ни разу, а экземпляр ныне вымершей марки Autobianchi попался один раз – жаль, что в темноте, при непригодных для съемки обстоятельствах.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Из иномарок тут есть практически все. Европейские городские авто – в большом изобилии: Ford Fiesta и Ka, Renault Clio и Twingo, Citroen C1 и C3, Peugeot 108 и 208… Япония представлена тоже в основном «малышами»: часто мелькают Toyota iQ и Yaris, а также Nissan Micra и Mazda 2. Honda и Subaru в меньшем фаворе, зато встречаются экзотические у нас Isuzu и Daihatsu.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Из премиума почти в равной степени уважают «большую немецкую тройку», в меньшей степени – Volvo, Jeep и Jaguar, японские «лакшери» встречаются еще реже. На удивление много Rover. Разумеется, премиальные «братья меньшие» в лице Mini и, особенно, Smart – в большом почете в Италии.

Каких машин мало, так это Skoda, да и корейская экспансия от Hyundai и Kia идет вяло – на улицах их почти не видно. Хотя ведь раньше у корейцев с продажами в Италии все было совсем неплохо. Один из местных бестселлеров прошлых лет – Daewoo Matiz! Полагаю, во всем виноват Джорджетто Джуджаро, который и придумал «лупоглазую» внешность Матиза.

Изначально, как известно, она предназначалась очередному поколению Fiat 500, но фиатовцы отказались от проекта, предпочтя сделать машину более угловатой. Не пропадать же добру! Видимо, корейцы решили, что итальянский «лук» наверняка будет успешен на родине, и не прогадали. Более того, вслед за Матизом на дороги Италии просочились в небольшом количестве другие Daewoo, например Lanos и даже Nubira.

Непривычное для россиянина зрелище – обилие микромашинок-квадрициклов. Единственный более-менее известный у нас представитель этого сегмента – индийский . В Европе Баджаджи – это исчезающая редкость, а вот французские машинки от Aixam, Microcar, Bellier, Chatenet и Ligier – вполне распространенное явление. На этих тихоходных «капсулах» с моторчиками от скутеров можно ездить без прав с 14 лет, а подробно мы писали о них в .

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Кстати, о скутерах. Двухколесного транспорта в итальянских городах еще больше, чем четырехколесного. Причем автомобильный патриотизм тут не распространяется, в основной своей массе мототехника итальянцев – это вовсе не Vespa, Aprilia и Moto Guzzi, а максимально скучные и утилитарные Honda и Yamaha. Хотя вообще разнообразие большое: попадаются даже чопперы .



Напоследок – о коммерческой технике, которая тоже заслуживает внимания. Помимо множества моделей Fiat Professional от до и некоторого количества скучных иномарок того же форм-фактора тут имеется много необычного.

Взять хотя бы Piaggio. Настоящий символ Италии – это трехколесный мотогрузовик (а как его еще назвать?) Piaggio Ape, идеально подходящий для развозки грузов по узким улицам. Помимо него популярны маленькие, но уже четырехколесные грузовички Piaggio Porter, созданные в сотрудничестве вовсе не с Hyundai (как можно было бы подумать), а с Daihatsu.



Дороги и организация дорожного движения

Обычно, путешествуя по европейским странам, я предпочитаю пользоваться периферийными мелкими, а не большими платными дорогами – не столько из экономии, сколько из желания поближе познакомиться со страной. В Италии же эта практика мне постепенно надоела. Если, скажем, к северу от Рима в провинции Лацио на дорогах довольно пустынно, и организация трафика приличная, то в Кампании в окрестностях Неаполя все очень плохо. Застройка малоэтажная, но плотная (один маленький город просто перетекает в другой), дорожная сеть непродуманная, из-за чего постоянно возникают пробки.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Состояние покрытия на маленьких дорогах – еще одна иллюстрация к тезису, что климат и качество асфальта – вещи не то чтобы совсем не связанные, но явно связанные не напрямую. Климат теплый и приятный, а щербатых дорог в мелких ямках и с трещинами не то чтобы очень много, но гораздо больше, чем ожидаешь увидеть в Западной Европе. Правда, таких ям, чтобы оторвать колесо или вообще утопить машину в карстовых водах (было недавно в ), в Италии нет. Ямки в основном мелкие, а в особо запущенных случаях дороги все-таки чинят. Но о-о-очень медленно и лениво.

Еще ваши планы пробраться к какой-нибудь горной деревушке могут нарушить оползни. Мне доводилось видеть последствия того, как целый кусок дороги протяженностью метров 30 снесло лавиной в реку. Ну а что вы хотели? Горы есть горы.



Тем более что именно горные дорожки – настоящая отрада для автомобилиста и компенсация от Италии за средненькое качество организации движения. Особенно вам они понравятся, если вы ездите на маленьком заднеприводном авто под названием Smart c его низким центром тяжести, приличным турбомотором и быстрым двухсцепленчатым роботом.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Подробно о водительских впечатлениях , здесь лишь отмечу кратко, что узкие извилистые дороги с крутыми подъемами и спусками – это такой аттракцион, что любой уважающий себя автомобилист должен его попробовать. Как бы ни складывалась ваша жизнь, вы просто обязаны сделать это, и тогда вы поймете, зачем машине управляемость, и как ощущается настоящий драйв, а не гонка от светофора к светофору.

Из экзотического можно вспомнить столь узкие улочки, что в них с трудом помещается даже Smart, с остроугольными поворотами и уклонами под 45 градусов. Причем если вы думаете, что они сугубо пешеходные, то ошибаетесь. В совсем уж маленьких горных городишках с пешеходными зонами не заморачиваются, почти везде можно ездить на машинах. Все упирается (в прямом смысле слова) в габариты автомобиля и наличие инстинкта самосохранения у водителя.

Zona traffico limitato

Именно так называются зоны в городах, куда нельзя въезжать без специального разрешения. ZTL есть и в Риме, и в Неаполе, и в сотнях других крупных и мелких городов. На въезде стоят предупреждающие знаки и камеры, которые считывают номера. Нет номера в базе тех, кто имеет доступ? Готовьтесь к штрафу.

Часто въезд ограничен по времени – например, днем этот участок города относится к ZTL, а ночью свободен. Или запрет действует только в выходные. Это все можно прочитать на информационных стендах при въезде – при условии, что вы знаете итальянский, или у вас есть переводчик на смартфоне.

Парковка

Если вы собираетесь в Италию на машине, обязательно выясните у отеля, есть ли у него собственная парковка. Хитрые отельеры часто пишут «free parking», а на деле оказывается, что они имеют в виду некую публичную парковку в километре от места проживания, где на самом деле бесплатных мест только 2, а остальные все платные.

И даже если ваш бюджет позволяет оплачивать парковку, далеко не факт, что вы ее найдете за деньги. Можно объехать полгорода и везде видеть либо забитые платные стоянки за разметкой синего цвета, либо всевозможные парковки только для местных жителей. Все это безумно неудобно для туриста, но если задуматься, то гарантированные места для резидентов с невысокими льготным тарифами – это как раз то, чего не хватает в любом спальном районе любого российского мегаполиса.

Дополнительная сложность со стоянкой в том, что паркоматы в основном старые и принимают только мелочь. Никаких карт, никаких купюр – придется таскать с собой кучу «железа» и все время его разменивать.

Если жить в городе долго, хорошее решение – это «гаражи», как их называют, скажем, в Неаполе. По факту это никакие не гаражи, а просто закрытые дворы-«колодцы», где организовали массовую платную стоянку. При въезде просто отдаешь ключи администратору, и он плотно «пакует» машину на свободное место. В часы пик дворы забиваются под завязку в 5-6 рядов и более. В случае необходимости администратор, имея ключи от всех машин, «вызволит» автомобиль из дальнего ряда.

Нравы автомобилистов

Как вы уже догадались, итальянцы водят просто ужасно даже на фоне русских. Парковка вторым (или даже третьим) рядом на аварийке и перестроение безо всякой световой сигнализации – это еще ладно. Но можете ли вы себе представить ситуацию, когда человек, которому захотелось попасть в магазин на противоположной стороне улицы, просто пересекает сплошную разметку, подлетает ко входу, бросает машину кое-как «против шерсти» и спокойно идет за покупками? Ограничение скорости? Какая скука… Камер немного, поэтому превышение на 20, 30, 40 и более километров в час – вполне обыденное явление.



Но самое экстремальное – обгоны на узких дорогах. За Смартом в горах вообще угнаться трудно, потому что в поворотах скорость можно почти не сбрасывать, а за счет наддува он бодро карабкается в любой уклон. И все же меня много раз обгоняли, всегда по одному и тому же сценарию.

В очередной раз я упираюсь в тихохода, которого просто невозможно обогнать хоть сколь-нибудь безопасно, потому что между крутыми закрытыми поворотами – метров по 100, не более. Но «горячих рагацци» это вообще не останавливает! Они вылетают на двойной-тройной обгон в стесненных условиях, когда с вероятностью 50/50 в следующую секунду из-за горы навстречу может вырулить другой такой же гонщик, и нет даже обочины, чтобы уйти от лобового столкновения. Поскольку итальянцы очень набожные католики, мы решили, что у них в машинах оборудована прямая связь с небесами, и в случае необходимости они просто просят по-человечески «Дева Мария, помоги обогнать» и все. Что характерно, у них и правда получалось всякий раз выполнить обгон без аварии.

Мотоциклисты и скутеристы, которых в городах орды, ведут себя еще хуже. Встречная, междурядье, обочины, тротуары, пешеходные переходы – они ездят везде, создавая невообразимый хаос, почти как в . Совсем наглые еще порыкивают моторами, чтобы их немедленно пропустили. Наши байкеры в сравнении с местными – просто великосветские джентльмены.

На другом полюсе итальянского дорожного безумия – типичный «дед на Панде». Пожилых водителей за рулем именно Fiat Panda здесь так много, что складывается впечатление, будто бы эти коробчатые машинки выдают от государства бесплатно ровно в день ухода на пенсию. Конечно же, дедушки и бабушки на Пандах ездят сверхосторожно, «тошня» еле-еле и притормаживая в любом повороте.

Как в старой пословице про семь нянек и дитя без глаза, количество полицейских ведомств, крутизна их формы и машин слабо влияют на порядок. Полисмены любят гулять по городу в черных очках, пить кофе, светски беседовать, а за дорожным движением почти не следят и штрафы выписывают крайне редко.

Раза два попались полицейские «засады» с выборочной остановкой проезжающих для проверки документов. Однажды встретился карабинер, разруливающий пробку возле аварии с грузовиком, и даже удалось заснять одну штрафную квитанцию под дворником у неправильно припаркованной машины. Стоит ли говорить, что на правила парковки при этом здесь плюют чуть менее, чем все?



Постепенно к итальянскому ритму жизни привыкаешь, и это раздолбайское отношение к жизни начинает нравиться. У всех свои вкусы, но как по мне, идеальное место отдыха (или даже жительства) в Италии – это не шумный мегаполис, а маленький городок в горах, где все друг друга знают в лицо и здороваются на улице, дороги извилистые и интересные, дорожное движение слабое, парковка бесплатная, а автопарк – наиболее «национальный».