Татуировка. История татуировки от первобытных времён Первая татуировка в мире

Человеку свойственно украшать свое тело тем или иным способом. Татуировка служила для украшения, и для самовыражения, и для идентификации человека.

У историков нет точной информации, откуда пришло искусство татуировки. Но они утверждают, что многие народы не носили одежды. Но не было в истории народов и племен, которые не украшали бы свои тела рисунками. Светлокожие представители человечества наносили на тела узоры, а у чернокожих было распространено шрамирование.

Об истории татуировки

Древние находки

Первые подтвержденные находки тел с нанесенным на кожу орнаментом относятся к 2 тыс. до н. э. Мумии, найденные в гробнице в Гизе сохранили следы рисунков. Недавно в Антарктиде был найден замерзший мужчина, возраст которого датируется 3 тыс. до н. э и его тело по всей вероятности тоже покрыто нательным узорами.

Но само нанесение рисунков на тело практиковалось еще в эпоху каменного века. Тела смелых охотников со временем покрывали шрамы и ссадины, которые отличали его от других членов общества. Со временем племена разрастались, появилась иерархия. Носители татуировок были вышестоящими членами племени. Тату было символом власти, приверженности роду и племени, определяло статус владельца.

Использование тату

У разных народов татуировки носили различный смысл. Вожди племен, опытные охотники, умелые воины получали знак отличия в виде татуировок. Но в то же время и отщепенцы, которых общество клеймило позором, также подвергались процедуре нанесения особых символов. Чаще всего таким людям знаки наносились на лицо, чтобы их нельзя было скрыть под одеждой.

У японских аборигенов Айну на лицо женщины наносились узоры, по которым можно было узнать замужем ли она и сколько у нее детей.

Многие народы использовали татуировки как символ перехода юноши в мужчину .

Рисункам, нанесенным на кожу, приписывался и сакральный смысл. Так, малышей они оберегали от гнева родителей, воинов защищали в бою, пожилых охраняли от болезней.

В Европе так же были распространены татуировки. Древние греки наносили их на свои тела как знак принадлежности к высшей касте.

В истории известны случаи, когда во время войны с Дарием, тату использовали для передачи данных на захваченные территории. Для этого рабу сбривали волосы, наносили рисунок и после того как волосы отрастали, его отпускали с донесением. Не вызывая подозрений он проходил сквозь все заставы.

В России нет искусства тату как такового. У нас оно больше связано с лагерями или армейской службой. Хотя археологи при раскопках в Горном Алтае нашил мумию скифского вождя, которая покрыта татуировками. Захоронение относиться к 4-5 века до н.э.

Инструменты для нанесения татуировок

Издревле татуировки наносили острыми предметами, такими как обломки горшков, рыбьи кости, заостренные палки, зубы животных. Процедура была весьма болезненной и требовала выдержки и силы воли. Поэтому обладатели татуировок считались смелыми и сильными. Машинка для нанесения узоров появилась в 1891 г в Америке.

В качестве красителей использовались хна, охра, уголь, сажа. С изобретением пороха, под кожу стали вводить пороховую смесь.

Откуда пришел термин «татуировка»

В Европу термин «тату» привез капитан Кук, который привез с островов Таити в 1769 г татуированного полинезийца. Диковинка привлекла большое внимание и вызвала татуажный бум.

Кстати, именно моряки и стали основными разносчиками наколок, которые они делали в дальних путешествиях. Но их арсенал картинок был весьма скуден. Да и мастерство художника часто оставляло желать лучшего.

Основные религиозные течения не приветствуют нанесение рисунков на кожу. Поэтому в мусульманских, иудейских и христианских странах не принято до сих пор наносить татуировки. Но народы Японии, Китая. Австралии, Полинезии, Америки и других стран сохранили эти традиции. Искусство и история татуировки в современном мире переживает новую волну возрождения.

Введение

Для изучения я выбрала тему: «Изучение влияния татуировки на жизнь человека». Данная тема очень актуальна, поскольку татуировка это явление культуры, которая интересна многим. И имеет долгую, продолжительную историю возникновения.

Цель моего исследования в том, чтобы изучить всё своеобразие татуировки и разгадать ее секреты. Я поставила перед собой следующие задачи: - Установить значение татуировки на жизнь человека. - Изучить историю возникновения татуировки. - Описать процесс нанесения татуировки. - Помочь определиться вам с татуировкой. - Рассказать о стилях и видах татуировок.

Татуировка влияет на жизнь и характер человека.

По мнению исследователей, татуировка возникла 7 000 лет тому назад и цель ее нанесения на кожу человека, за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, рисунков на коже создается определенное визуальное высказывание. Татуировка является на сегодняшний день очень молодым направлением в искусстве нашего государства, не имея богатых и основательных традиций. Наша современная татуировка подвержена большому влиянию других более богатых наследием культур. В своем историческом прошлом, во времена СССР, татуировка имела в основном политический, армейский и арестантский характер. Современное оборудование (индустриальные машинки), которое пришло к нам массово в конце 90-х, позволило искусство татуировки по-настоящему возвести в новый уровень.

Я считаю, что татуировка это искусство, с помощью которого человек выражает свой внутренний мир. Она изменяет и его характер, и даже может пагубно влиять на его будущее.

Моя работа направлена на изучение истории и развития татуировки. Многие молодые люди задумываются об украшении своего тела при помощи татуировки. И моя работа поможет им с этим решением, ведь к этому нужно подойти ответственно. Я попробую написать о том, какая татуировка больше всего подойдет им, что именно она обозначает, и где лучше всего ее наносить. Мир татуировки очень интересен и разнообразен, и моя работа направлена на его познание и изучение. Всему молодому поколению, или тем кто собирается нанести на свое тело знак отличия, но еще сомневается в своем выборе, должна помочь моя работа. Я уверена, что вы подчеркнете для себя что-то новое и интересное.

История возникновения татуировок

Татуировка одно из древнейших направлений в изобразительном искусстве. Да, именно в искусстве, вопреки бытующему мнению о том, что татуировка - это какая-то асоциальная метка, являющаяся отличительной особенностью людей, побывавших в местах заключения.(2)

История татуировки интересна, разнообразна и местами загадочна и таинственна. Зарождалась татуировка у различных народов в различное время, и хотя не существует большого количества прямых свидетельств татуировки у различных народов по причинам, всем, я думаю, понятным (кожа человека после его смерти имеет одно неприятное свойство - разлагаться и превращаться в прах), косвенные доказательства все-таки существуют. Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не одно тысячелетие. Первые образцы тату были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки. По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Первоначально рисунок, наделяемый определёнными свойствами (для отпугивания злых духов, для удачной охоты и др.), наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах. Нательные знаки у древнейших людей выполняли скорее информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя и др.), охранительную (против болезней, бед, несчастий и др.) и магическую, чем декоративную функции. Место положения и размеры изображаемого варьировались в зависимости от существующих традиций и обычаев, а также от фантазии самого человека.(3)

В Древней Месопотамии считалось, что женское тело без татуировки - некрасиво. В Японии гейши не имели права оставаться обнажёнными и очень часто у них не татуированными оставались только лицо, руки и ноги. Во времена средневековья знаками на теле клеймили падших женщин, наиболее известный из них - лилия на левом плече, распространённая во Франции времён Людовика lV (и воспетая, кстати, во многих романах и песнях).

С самого своего появления татуировка имела положительное значение. Однако с распространением христианства отношение к ней стало меняться - её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию, в которой запрещается наносить какие-либо знаки на тело (Послание к левитам, 19:28). Итак, в большинстве стран Европы на татуирование был наложен запрет. И он был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. И привезли их в Европу не кто иные, как христианские миссионеры, которые распространяли веру в далеких странах. Также большой вклад в новое развитие татуировок сделал знаменитый путешественник Джеймс Кук, который, вернувшись из плавания в 1769 году, привез с Таити не только само слово «tattoo», но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату - галереей. (6)

В истории татуировки ярко запечатлелось время, когда мужчины и женщины, которые демонстрировали и популяризировали татуировку, показываясь в шоу на ярмарках и в цирках, а для большей привлекательности выдумывали

фантастические истории о появлении этих украшений на их телах. Они удивляли и притягивали поклонников символичными и часто сексуальными историями, от которых волосы вставали дыбом. Говорили о насильственном нанесении татуировок, об угрозе их жизни, ужасной судьбе и прочем, весьма далеком от действительности. При всей фантастичности и невероятности эти истории, тем не менее, базировались на очень прочной психологической основе, не теряли тогда и не потеряли свое очарование в наши дни. Эти люди понимали, что должна быть причина, побудившая их сделать татуировки, что их татуировки должны быть объяснены тем, кто заплатил за то, чтобы посмотреть на них, что татуировка вызывает общественное неодобрение, пока не окрашена историей своего появления, что эта история должна быть для зрителей неожиданной.(8)

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия.…Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.(7)

Как ни печально, факт остается фактом -- цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа, и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 -- 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур -- Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, -- создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату.

Если внимательно изучить историю татуировки, можно заметить что за пять с половиной тысяч лет, не многое изменилось. И гаитянское слово «пометка» по-прежнему точно описывает суть татуировки.

Рисунки на теле в современном мире по-прежнему указывают на социальный статус владельца. Люди по прежнему наносят тату с магическими целями хотя это явление сейчас на порядок менее распространено, чем в древности, когда большая часть рисунков на теле имела мистический смысл.

Единственное новое веяние, появившееся только в ХХ веке - да и то во второй половине - татуировка как протест. Никогда прежде человек не мог нанести татуировку в знак протеста против общества, в котором живет. И это не может не радовать.

Итак, с помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, самовыразиться. Нанесение на тело определённого рисунка является способом выражения внутреннего «я». Может быть, именно по этому среди обладателей татуировки так много творческих людей.

Первая татуировка уходит корнями в период раннего палеолита, чему существует множество подтверждений в виде обнаруженных при раскопках мумий, на теле которых и по сей день, видны следы татуировки. Так же, археологи не редко встречают всевозможные резцы, иглы и красители, которые, предположительно, могли использоваться для татуировки.

Издревле татуировка и шрамирование наделялись самыми разнообразными мистическими свойствами: воинов защищала в бою, стариков хранила от болезней, детей оберегала от родительского гнева, женщинам сулила легкие роды.

Племена Майори считали, что лицо всегда на виду, потому именно лицу отдавали особое предпочтение, нанося на него всевозможные узоры и орнаменты, служащие боевой раскраской, показателем доблести, социального положения, или просто выражая, таким образом, свою индивидуальность.

Еще Геродот поведал нам историю о том, как Гистиаэй передал зятю Аристогору тайную информацию «живым» письмом, через раба, на чьём черепе был вытатуирован текст, в последствие спрятанный от врагов под волосами.

Японские гейши, с помощью татуировки обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела, считая, что разноцветные узоры имитируют одежду.

С развитием христианства, обычай татуировки стали безжалостно искоренять, считая тату — проявлением язычества. В Ветхом Завете четко прописано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле и не накалывайте письмена». Среди европейцев запрет на татуировку держался почти до ХVII века. Но, благодаря христианским миссионерам, которые по древнему обычаю привозили на себе татуировку (как напоминание о месте, в котором они побывали), татуировка держалась на плаву.

Джеймс Кук, так же внес в историю татуировки свой неизгладимый след, привезя в Европу «Великого Омаи» (полинезийца, чьё тело было сплошь покрыто татуировками), которого считали человеком — сенсацией, живой тату – галереей. После этого, ни одно, уважающее себя представление, будь то ярмарка или бродячий цирк, уже не могло обходиться без участия человека, покрытого большим количеством татуировок. В последствие мода на аборигенов пошла на спад, и на замену дикарям пришли татуированные американцы и европейцы.

История татуировки повествует нам о том, что, чаще всего, тату использовали для определения социального статуса, защиты или принадлежности к какому-либо роду, но существовали обычаи, когда татуировка считалась наказанием или карой. Так, к примеру, в японской провинции Чукудзен (XVI в) преступникам, в качестве порицания за первое преступление наносили на лицо горизонтальную линию, за второе преступление — дугообразную линию, за третье — еще одну. В конечном результате, на лице не одумавшегося преступника появлялся иероглиф «ИНУ», что переводится как «собака». Римляне, чаще всего, использовали тату для обозначения своих рабов. В ХХ веке пытались вернуться к клеймению особо-опасных преступников, и предлагалось на их спинах излагать их злодеяния, посредством татуированного текста. А вот моряки, напротив, изображали на своих спинах распятие, в надежде, что таким образом им удастся избежать телесных наказаний.

История татуировки в России не на последнее места ставит вклад Петра I в ее развитие. Именно Петр I ввел обязательную нумерацию солдат, путем татуирования. На запястье солдата надрезался крест, в рану втирали порох и забинтовывали, так же накалывали личный номер солдата. Эта варварская идея помогала идентифицировать раненных и погибших.

Следующий бум в истории татуировки в России произошел в начале ХХ века, когда в тюрьмах повсеместно стало модным делать наколки, отображающие тот или иной статус сидевшего или причину, по которой он попал в тюрьму (см. ).

Как ни прискорбно, но цивилизация довела древнее искусство татуировки до уровня дешевого ширпотреба.

В 1891 году, американцем Рейли была изобретена первая электрическая тату машинка. Но еще долгое время не считалась востребованной. В период всплеска молодежной культуры в середине ХХ века появилось новое поколение татуировщиков, благодаря экспериментам и амбициям которых, татуировку возвели в ранг искусства.

Сегодня татуировка достигла высокого уровня и огромной популярности. Во всем мире это искусство развивается наряду с художеством, появляются все новые стили и направления (см. ), новые техники нанесения и изображения. Все больше людей хотят украсить свое тело и выразить свою индивидуальность, благо, что способов и вариантов на сегодняшний день предостаточно.

Татуиро́вка, тату — Виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка — декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Современные мастера татуировки используют профессиональное оборудование для нанесения татуировок, самой распространенной является индукционная машинка.

Татуирование - процесс нанесения на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Слово "tattoo" является производным от таитянского "tatau" и маркезанского "ta-tu", что означает "рана", "знак".
Первая татуировочная машинка была изобретена в 1891 году американцем О`Рейли. Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

История появления татуировки произрастает из глубокой древности. Родиной так называемых «вечных рисунков» историки считают Месопотамию. Уже в те времена жители тех земель наносили на свое тело изображения предметов и явлений, которые в те времена окружали местных жителей: животных, солнце, небесные объекты и прочее. Можно также достаточно достоверно описать способ нанесения татуировки на тело древних жителей нашей планеты. Сначала следовало нагреть участок кожи, на который наносилось изображение, после этого на кожу накладывали какой-либо краситель.

Затем на теле вырезали необходимый рисунок, а краска смывалась и получалась татуировка. Значение выполнения татуировки у мужчин и женщин был разным. Если первые украшали тело для того, чтобы показать свою силу, храбрость, доблесть, отвагу, мужество и прочие черты характера, необходимые для успешного существования в то время, то вторые пытались таким способом уберечься от злых духов, нечистой силы и прочих неприятностей, связанных с потусторонним миром. Весомую роль в становлении и распространении тату сыграл ислам. Приверженцы этой религии предпочитали иметь на своём теле татуировки с текстами из Корана. Хотя, как и сейчас, на свое тело люди наносили всевозможные татуировки, отображающие все грани социальной жизни индивидуума. Но татуировки делали только мужчинам, представительницы женского пола вынуждены были довольствоваться услугами дкак, которые имели право наносить рисунки только женщинам.

Интересно и то, что дкаки занимаются своим ремеслом и по сей день. Как правило, татуировки имеют свой смысл, хотя не все сосредотачивают на нем внимание. До сих пор в Ираке принято наносить младенцам знаки, которые символизируют принадлежность новорожденного к своему семейному роду. Как видно из истории, наши предки руководствовались объективными причинами при нанесении татуировок, сейчас же на первый план вышла имиджевая составляющая тату. Также очевидно, что татуировки попали к нам из Азии, и лишь в последствии мода на татуировки была перенята европейцами.

О татуировке узнали в Европе благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. Другие источники, утверждают, что искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад.

Советские археологи, исследовавшие захоронения древних скифов близ Алтая в 1947 году, натолкнулись на прекрасно сохранившегося мумифицированного скифского воина, покрытого татуировками с изображениями мифологических зверей (скифы - племена кочевников, пришедшие с востока, являются наиболее вероятными прародителями нынешних славян). По всей вероятности, именно завораживающая особенность культуры татуировки, в одинаковой степени привлекать к себе, интриговать и отпугивать, сохранила и пронесла ее сквозь тысячи лет, при этом татуировка присутствовала, практически, на всех континентах, во многих культурах и религиях.
Телесная география

У индейцев лицо имело приоритетное положение для нанесения татуировки. Жители Полинезии превращали свое лицо в страшную маску, вызывающую у врагов панический ужас. Маскообразные тату - Моко носили племена Майори из Новой Зеландии. Если ты воин, и желаешь быть похороненным с почестями, да еще чтобы твою голову хранили, как реликвию, то сделай тату Моко, укрась себя хитрыми и сплетенными узорами, иначе твое тело после гибели войдет в непрерывный процесс смерть-жизнь и послужит пищей для животных.

Также тату Моко служила идентификационным целям - вместо сегодняшней подписи или печати, Майори изображали точную копию своей маски, а лиц с «особыми» приметами легче найти в стоге сена нашей цивилизации. Женщины аборигенов Айну, вы, конечно, знаете, что это японское племя, сигнализировали о наличии мужа, количестве детей узорами на веках, щеках и губах. В наше время, не совсем понятно по макияжу женщины - с кем она и плодовита ли.
Инициация

Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в мир иной? Нет? Пока не знаете, а вот племена Дмак, с так хорошо нам знакомого острова Борнео, верили, что в их раю Апо-Кезио, все оборачивается противоположностью: Черное становится белым, сладкое - горьким, поэтому они татуировались в темные цвета. А уж после смерти, это темное, становилось светлым и освещало путь через пропасть между землей и Апо-Кезио. Надо заметить, что, наверное, и ели они горькое при жизни.
Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: детей, рожденных на атолле Нукуро нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — "Апо-Кезио" — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т.д. Поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в темные цвета. Они верили, что, видоизменившись после смерти, их татуировки станут светлыми и сияющими, и этого света хватит, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и "Апо-Кезио".
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.
Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на спине огромное распятие, в надежде, что он оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

В приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ- "собака". В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей. Испанские конкистадоры позднее продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь татуированного полинезийца, ставшего сенсацией- первой живой тату — галереей . И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия... Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и т.д., использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.
Во время Первой мировой войны в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, во время Второй мировой в Германии выбивали номера жертвам концлагерей. Всё это снизило художественную ценность и популярность тату.
Скудное воображение и сомнительный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. Всю первую половину XX века Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, создавая новые стили,направления и школы.
Так начался новый, современный этап тысячелетнего искусства тату.



Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо видны. Древние египтяне почитали искусство тату и, благодаря торговым связям, научили украшать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита.

По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, служила маскировкой во время охоты, а также наделялась магической силой. Первоначально рисунок наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных - хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов.

В Европе о татуировке узнали благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. В 1769 году он привез с собой из странствий полинезийца, сплошь покрытого татуировкой. По другой версии искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад. С распространением христианства отношение к татуировке стало меняться - её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию. В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека.

Однако тату применяли на протяжении многих веков, его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам - в виде рогов, осуждённым на галеры - надпись "GAL", пожизненно осужденным на исправительные работы - "TFP". В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ".

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками. Самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей: чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, распятия, которые считались оберегом от несчастий.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. Наибольший рассвет культура тату получила в Японии. Татуировки носили самураи и гейши (им запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни). Японские мастера впервые предложили трехмерные изображения. Вместо орнаментов и плоских фигур они стали изображать объемных и цветных мифических животных.

В Северную Америку искусство татуировки, скорее всего, "приплыло" через Берингов пролив вместе с чукчами. Чукчи дружили с Североамериканскими индейцами, и они передали искусство татуажа в Центральную и Южную Америку.

Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами.

Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в другой мир? Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, выразить свое внутреннее "я".

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычной татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины, и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Татуировка у разных народов мира была символом рабства, избранности, оберегала и несла в себе зашифрованную информацию. Так, на египетских мумиях археологи нашли примеры самой древней татуировки. Они датируются приблизительно 2000 годами до нашей эры. Египтяне татуировали только своих фараонов и наиболее могущественных жрецов. Островные народы с помощью наколок приближались к своим богам. Древние народы использовали татуировку в религиозных ритуалах, в качестве амулета и как украшение. Например, греки накалывали зашифрованные татуировки своим шпионам, а римляне клеймили преступников и рабов. Причем, римскому императору Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делали рабские татуировки.

Лицо всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Почти все племена Северной Америки пользуются татуировкой: чем сильнее зататуирован человек, тем более смелым и доблестным он считается среди своих соплеменников. Наши предки также любили разукрасить свое тело причудливыми изображениями животных, которые, по их верованиям, должны были отвести беды от рода. Древние индейцы на своем теле отмечали с помощью тату количество побежденных врагов.

В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытали в процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок выдалбливался на лице, руках и ногах молоточками с иглами в течение нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей. В Японии татуировать себя разрешалось лишь самым уважаемым и достигшим вершин мастерства учителям школ единоборств. В средневековье христианская церковь постаралась уничтожить традиции татуировки, считая ее варварским наследием. В просвещенной Европе татуировка произошла от клейма средневекового палача, метившего воров и убийц. Долгое время в советской России тату считался атрибутом тюрьмы.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - все приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки.

Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями".

В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг.) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака".

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое.

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."