Тереза калькуттская. Мать тереза - биография, информация, личная жизнь

Монахиня (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910 1997), которая сделала свою жизнь примером подвижнического социального служения религиозного человека. Родилась в г. Скопле (в то время под властью Турции, с 946 столица Македонии) в благополучной… … Словарь крылатых слов и выражений

мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

1. Жарг. шк. Шутл. Школьная медсестра. Максимов, 241. 2. Жарг. мол. Ирон. Человек, который обещал помочь и не помог кому л. Максимов, 241 … Большой словарь русских поговорок

У этого термина существуют и другие значения, см. Мать Тереза. Мать Тереза Калькуттская Mother Teresa of Calcutta Жан … Википедия

Тереза (мать Тереза) - ТЕРÉЗА (Teresa), мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, Bojaxhiu) (1910–1997), основательница (1950, в Калькутте, Индия) и настоятельница католич. Ордена милосердия. В разл. странах основывала школы, мед. пункты, приюты для бедняков. Ноб … Биографический словарь

Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАТЬ ТЕРЕЗА (1910 1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)… … Энциклопедия Кольера

I из Лизьё (Thérèsa de Lisieux), Тереза младенца Иисуса и Св. Лика (1873 1897), французская монахиня кармелитка, святая Римско католической церкви. В XX в. известность получила её духовная автобиография «История одной души» (1898). II мать Тереза … Энциклопедический словарь

Мать: Мать женщина по отношению к своим детям (см. Родственные отношения). Богиня мать, Мать Земля, Мать мира в мифологии разных народов прародительница всего сущего. Богоматерь Мать книги в исламе предвечный и несотворенный… … Википедия

- (мать Тереза) (в миру Агнес Гонджа Бояджиу Bojaxhiu) (р. 1910), основательница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мать Тереза , Чейн Юнь Юэ. "Люди могут быть высокомерными и неразумными, неверно мыслящими и эгоцентричными, несмотря на это - любите их…"Милосердие - главное чувство, которым руководствовалась Мать Тереза, всей своей…
  • Мать Тереза , Чейн Ю.. Вашему вниманию предлагается книга Мать Тереза (из серии Великие имена)…

настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi

католическая монахиня

Мать Тереза

Краткая биография

Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя - 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как Мать Тереза - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года - канонизирована (причислена к лику святых).

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа - день её крещения. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит во время нападения на сербскую деревню в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Римской католической церкви.

Религиозная жизнь

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его.

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус , ты тоже неправда.

Ухудшение здоровья и смерть

В Риме в 1984 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

Награды

  • Падма Шри (1962, Индия).
  • Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины).
  • Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание (1969, Индия).
  • Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан).
  • Темплтоновская премия (1973, США).
  • Международная премия Альберта Швейцера (1975, США).
  • Премия «Pacem in Terris» (1976, США).
  • Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США).
  • Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания).
  • Премия Бальцана (1978, Италия).
  • Нобелевская премия мира (1979, Швеция).
  • Патрональная медаль (1979, США).
  • Бхарат Ратна (1980, Индия).
  • Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)
  • Орден «Легион Почёта» (1980, Гаити).
  • Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия).
  • Орден «Охотник буйвола» (1982, Канада).
  • Орден Заслуг (1983, Великобритания).
  • Президентская медаль Свободы (1985, США).
  • Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР).
  • Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР).
  • Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)
  • Премия ЮНЕСКО за мирное образование (1992, ООН).
  • Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)
  • Почётное гражданство США (1996, США).
  • Орден Улыбки (1996, Польша).
  • Орден «Честь нации» (1996, Албания).
  • Золотая медаль Конгресса США (1997, США).

Память о Матери Терезе

  • Крупнейший международный аэропорт Албании назван в честь Матери Терезы.
  • В 2010 году в Индии выпущена в обращение монета достоинством в 5 рупий, посвящённая Матери Терезе.
  • 26 сентября 2011 в Москве на территории Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт памятник Матери Терезе.

Фильмы о матери Терезе

О матери Терезе снято несколько документальных и художественных фильмов:

  • В 1969 году вышел документальный фильм, а в 1971 году и книга «Something Beautiful for God» Малкольма Маггериджа о Матери Терезе.
  • Документальный фильм 1994 года «Ангел из ада (Hell"s Angel)» с критикой деятельности Матери Терезы.
  • В 1997 году снят художественный фильм с Джеральдиной Чаплин в роли Матери Терезы. Картина называлась «Мать Тереза: Во имя беднейших Господа», режиссёром выступил Кевин Коннор. Лента завоевала премию на Фестивале Киноискусств в 1998 году.
  • В 2003 году вышел фильм: «Мать Тереза Калькуттская (Madre Teresa)», который получил награду «CAMIE award» 2007 года. Главную роль исполнила известная британская актриса Оливия Хасси. Режиссёр картины - итальянец Фабрицио Коста.

Критика

Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих: «Мать Тереза ​​считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте».

Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.

Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. Исследователи обращают внимание на сомнительные политические связи, огромные суммы денег, проходящие через её руки, и плохой уход за больными и умирающими в созданных матерью Терезой 517 миссиях в 100 странах. Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных - страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства, а также резко возражала против разводов, абортов и контрацепции.

Приюты Миссии Милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств - Мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Робин Фокс (редактор медицинского журнала Lancet в 1990-1995) ещё в 1994 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Миссия Милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама Мать Тереза называла свои объекты «Дома для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединенных Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков, таких как Кристофер Хитченс.

В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны - орденом Легиона славы.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.Когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Хотя мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты, проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и антитеист Кристофер Хитченс, автор эссе Миссионерская позиция: мать Тереза ​​в теории и практике (англ. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)(1995). В статье 2003 года он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь препятствию освобождения женщин от принудительного деторождения аналогичного скотоводству, а также препятствию женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире».Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца.

Мать Тереза родилась 27 августа 1910 года в городе Скопье. (Если говорить абсолютно точно, она появилась на свет не 27, а 26 числа. 27 августа ее крестили, И именно день крещения мать Тереза стала считать днем своего рождения.) Ее родители были католиками, Тогда как большинство албанцев в этой части страны придерживались ислама. В то время Скопье принадлежал Оттоманской империи, затем входил в состав Югославии. Сейчас это столица Македонии. Ее имя по рождению Агнес Гонджа Бояджиу.

"У меня было счастливое детство", - вспоминала сама мать Тереза позже. Родители Гонджи были албанцами. Они обосновались в Скопье в самом начале века. Отец - Никола Бояджиу был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой. Агнес не знала, что такое нужда, пока жила в родительском доме. Семья была не только обеспеченной, но счастливой и по-настоящему дружной.

В семье было трое детей: кроме Агнес Гонджи у родителей были еще старший сын Лазарь и дочь Агата. Все дети были очень привязаны друг к другу и много играли вместе. Позднее Лазарь вспоминал, что в детстве Агнес Гонджа была маленькой розовой толстушкой, к тому же очень смешливой. Потому дома ее и называли Гонджа, что в переводе с албанского означает "бутон цветка".

Мать Гонджи, урожденная Дранафиле Бернаи, была очень красивой женщиной. Будучи ревностной католичкой, она часто брала дочерей с собой на службу в костел, вместе с ними посещала больных и нуждающихся.

В 1919 году, когда Гондже было девять лет, при невыясненных обстоятельствах погиб ее отец. Он был активным деятелем албанского освободительного движения и боролся за присоединение города Скопье к Албании. Существует версия о том, что он был отравлен югославской полицией.

Дранафиле вынуждена была одна воспитывать троих детей. Чтобы дети ни в чем не нуждались, она шила свадебные платья, вышивала и выполняла разную тяжелую работу. Несмотря на занятость она находила время для воспитания детей. Они молились каждый вечер, ежедневно ходили в костел и помогали проводить службы Святой Деве Марии. Агнес любила бывать в костеле. Там она читала, молилась и пела.

Бедняки всегда находили приют, тепло и понимание в доме Бояджиу. Мать Гонджи ухаживала за женщиной-алкоголичкой, жившей по соседству, два раза в день приносила еду и убирала за ней. Она заботилась и о вдове с шестью детьми. Иногда Дранафиле не успевала, и Агнес вместо нее делала эту благотворительную работу. Когда же вдова умерла, ее дети росли в доме Бояджиу, как если бы они были частью семьи.

Лазарь выиграл стипендию для учебы в Австрии, Агата поступила в частную школу, а Агнес - в государственный лицей. Училась она хорошо. Вместе с сестрой они пели в церковном хоре: Агнес сопрано, а Агата - вторым голосом. Гонджа также играла на мандолине.

Гонджа проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, и много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней, и она заглушила в себе внутренний голос.

После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: "Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе - это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни".

В 1928 году Гонджа окончила среднюю школу в Скопье и задумалась о своем будущем. В выборе жизненного пути на нее повлияли контакты с братством Благословенной Девы Марии - организацией, помогающей бедным в различных странах. Однажды, услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Гонджа заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии.

И снова юная Агнес Гонджа услышала внутренний голос. Он призывал ее стать миссионеркой в Индии. На этот раз девушка не стала противиться зову сердца. После благочестивых размышлений и молитв она решилась "отправиться и поведать о жизни Христа людям". Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. (Свое имя орден получил по названию города Лорето в Италии. По преданию, в этот город ангелы перенесли дом, в котором жила Матерь Божия.) В день отъезда, 25 сентября 1928 года, на вокзале ее провожала вся община: друзья, одноклассники, соседи и, конечно, мать и сестра Агата (которая впоследствии стала переводчицей и диктором радио). На глазах провожавших были слезы…

Поезд повез ее в Загреб, затем через Австрию, Швейцарию и Францию она отправилась в Лондон, а оттуда - в аббатство недалеко от Дублина, где разместился орден сестер Лорето. Там Гонджа провела около двух месяцев, изучая английский язык 1 декабря 1928 года восемнадцатилетняя Агнес Гонджа отплыла из Дублина в Калькутту. Переезд был очень долгим и утомительным. Рождество пришлось встречать без рождественской елки, на борту корабля. В начале 1929 года они достигли Коломбо, потом Мадраса и, наконец, Калькутты. Оттуда она направилась в Дарджилинг - небольшой городок в предгорьях Гималаев. Там среди величественных заснеженных горных вершин стоял монастырь ордена сестер Лорето. В этом монастыре Агнес провела срок послушничества, готовясь к пострижению в монахини. Спустя два года она была направлена помогать сестрам ухаживать за больными в маленькую больницу в городе Бенгале. Бесконечные страдания и нищета людей из бедных кварталов потрясли молодую девушку.

Мать Тереза (1910-1997) - знаменитая католическая монахиня, которая посвятила свою жизнь служению бедным и больным. За свою деятельность в 1979 году женщина получила Нобелевскую премию мира. А в 2003 году Католическая церковь причислила Мать Терезу к блаженным. Агнес Гонджа Бояджиу родилась в обеспеченной католической албанской семье.

С 12 лет девочка стала мечтать о монашестве, чтобы заботиться о бедных. В 21 год девушка приняла постриг и получила известное всем имя Тереза. 20 лет монахиня преподавала в женской школе в Калькутте, а вскоре она получила разрешение помогать обездоленным. Основанная ею организация создавала школы, приюты, больницы. Мать Тереза не различала национальности и вероисповедания бедняков. Конгрегация быстро выросла за границы Индии.

Теперь у организации более 400 отделений в 111 странах мира. Мать Тереза считается святой и безгрешной. На самом деле жизнь этой женщины и ее деятельность не были такими уж однозначными. Некоторые самые известные мифы о Матери Терезе и будут развенчаны.

Мать Тереза обеспечивала умирающим достойную медицинскую помощь. Благодаря своему видению, монахиня решила помогать самым бедным среди бедных. Для умирающих в трущобах Калькутты миссионерская благотворительная организация создала специальный Дом Калихат (Дом Смерти). Там люди могли с достоинством и комфортом провести свои последние дни. Мать Тереза хотела, чтобы жившие, как животные, умерли, как ангелы, окруженные любовью. Однако когда это заведение посетили квалифицированные врачи, они обнаружили крайне неквалифицированный медицинский сервис. Большинство добровольцев не знали, как лечить людей, но были вынуждены принимать решения в отсутствие врачей. Не было никаких различий в отношении между страдающими излечимыми и неизлечимыми заболеваниями. Те люди, которые могли бы выжить, не получали нужного лечения и умирали. Иглами пользовались повторно до тех пор, пока они не затуплялись. В 1981 году поднялся вопрос о состоянии этих объектов. Но Мать Тереза заявила, что есть нечто прекрасное в страданиях бедняков, подобно Христу. Мир, по ее мнению, получает многое от таких мучений. Видно циничное использование бедняков для достижения своих целей. В таких хосписах никто не пытался уменьшить боль. Шок становился причиной смерти для многих. Но Мать Тереза способствовала страданиям, считая это полезным для души и пути к лучшей жизни на небесах. По ее мнению, мучения означали, что Иисус вас целует. А вот собственное лечение Мать Тереза получала лишь самое лучшее. И хотя монахиня ратовала за снижение уровня доступа к качественной медицине, сама она не испытывала никаких угрызений совести, получая помощь от лучших учреждений мира. И смерть свою Мать Тереза встретила в не своем хосписе, ожидая «поцелуя Иисуса», а в качественном медицинском учреждении.

Миссионерская деятельность Матери Терезы была направлена на помощь бедным. Несмотря на богатые пожертвования, полученные организацией Матери Терезы, реально она помогла всего нескольким сотням человек. При получении Нобелевской премии мира монахиня заявила, что улучшила жизнь 36 тысячам жителям Калькутты. В реальности же ее миссионеры оказали помощь максимум 700 индийцам. В 1998 году в Калькутте был составлен рейтинг благотворительных организаций. Дома Терезы не вошли даже в первые 200 строк списка. Некоторые миссионерские благотворительные заведения использовались не ради лечения людей, а ради попыток обратить их в католическую веру. Есть достоверно задокументированные случаи, когда люди пытались получить доступ к услугам Домов Матери Терезы для умирающих. Но вместо помощи они получили отказ. В 1979 году, незадолго до получения Нобелевской премии, Мать Тереза лично отказала знаменитому жителю Калькутты, журналисту и поэту Джиотирмою Датта. Он пытался пристроить в Дом умирающих нуждающихся с улицы. Организация Матери Терезы получала и получает пожертвования, которые позволили бы превратить дома для умирающих в современные и чистые хосписы с достойным уровнем паллиативной помощи. Однако это не нужно было создательнице, которые приветствовала страдания. Она сконцентрировалась на открытии новых домов милосердия по всему миру. Гораздо лучше было бы потратить средства на улучшение уже имеющихся заведений.

У организации Матери Терезы была прозрачная финансовая деятельность. Согласно законам Индии, все благотворительные организации обязаны публиковать отчеты о своих финансах. Но Миссионерки Любви это требование не соблюдали. Однажды у Матери Терезы журналисты в Германии спросили, сколько у нее денег, на что она ответила, что это не их дело. Одна бывшая сестра в Америке рассказала, что только за год организация зарабатывала 50 миллионов долларов в год, а поступления в фонд со всего мира могли быть вдвое больше. Нет ни одной записи расходов, сделанных Миссионерками Любви. Они, где это только было возможно, полагались на пожертвования. Это касалось продуктов, одежды, информации. Так покрывались начальные и эксплуатационные расходы. Скорее всего, основная часть средств легла на депозит в банк Ватикана в Риме и не использовалась для реальных благотворительных дел. Кажется, что самоцелью фонда была жесткая экономия. Имеющиеся в изобилии средства не шли беднякам, а использовались для запуска новых миссий. Они, как планировалось, должны были стать полностью автономными. Есть немало благотворительных организаций, которые с помощью денег реально улучшают жизнь других людей. Типичным примером можно считать фонд Билла и Мелинды Гейтс. Организация с помощью средств помогает людям, вне зависимости от их местоположения и веры. Основой является понимание, что у каждой жизни равная ценность. В данном случае финансы прозрачны и эффективно тратятся. Организация Матери Терезы прятала свои доходы, прикрываясь благородными целями.

Мать Тереза имела дело лишь с достойными людьми. Мать Тереза с радостью принимала средства из любых источников, даже если даритель был явным мошенником. Значительную сумму монахиня получила от Чарльза Китинга, организатора американской католической и анти-порнографической акции протеста. Но тот был посажен в тюрьму по обвинению в мошенничестве. Рухнувший фонд оставил 23 тысячам инвесторам бесполезные акции. Спонсировал Мать Терезу и Роберт Максвелл, укравший из своего пенсионного фонда 450 миллионов фунтов. И хотя монахиня знала о происхождении этих средств, ее это не беспокоило. Мать Тереза говорила, что пожертвование поможет успокоить совесть мошенникам. Монахиня даже написала судье с просьбой о снисхождении Китингу, так как он делал пожертвования ее фонду. Заместитель прокурора объяснил Терезе, как именно ее знакомый обманывал мелких инвесторов и крал их сбережения. Он призвал вернуть средства, так как это были ворованные деньги. На этом переписка была завершена. К сожалению, из-за теневой деятельности организации невозможно сказать, полезными ли оказались эти взносы, смогли ли они действительно улучшить жизнь бедняков. Однако из-за плохих условий в домах для умирающих и отсутствия качественной поддержки в миссиях по всему миру, можно считать, что Мать Тереза обманула мошенников.

Мать Тереза дружила с достойными политиками. Мать Тереза встречалась со многими политиками, некоторые из которых были неоднозначными. Так, она являлась другом правителя Гаити, диктатора Жана-Клода Дювалье. Тот прославился жесткими репрессиями в своей обедневшей стране. «Папа Док» вел расточительную жизнь за счет угнетенного народа и даже нелегально торговал препаратами из частей тел людей. Но Мать Тереза не погнушалась принять у него орден и денежную премию в миллион долларов. Она попросила диктатора: «Любите бедняков и те ответят взаимностью». То выступление власти использовали в своих целях, крутя несколько недель по телевидению. Но этим ее спорные отношения с политиками не заканчиваются. Вернувшись в родную Албанию в 1989 году, монахиня возложила цветы на могилу бывшего коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Мать Тереза посетила и его вдову. За время своего визита она встретилась со многими партийными функционерами. А ведь именно коммунисты с Ходжи во главе и подавляли религию в родной для Терезы стране. И даже если в тот момент монахиня и не могла критиковать власти Албании, ей ничто не мешало сделать это позже из-за рубежа. Приписывают Терезе еще и контакты с никарагуанскими контрас, террористической организацией, убивавшей мирных людей.

Миссионеры Матери Терезы давали умирать людям в их вере. Миссия работала в Калькутте, где большинство людей было индусами или мусульманами. Мать Тереза утверждала, что Миссионерки Любви позволяли людям умирать в их вере. Но во время визита в 1992 году в Ватикан она заявила, что сестры давали умирающим «билет к Святому Петру», крестя их. Умирающим, которые страдали от боли и не могли рационально мыслить, предлагалось креститься для прощения грехов, благословения и возможности увидеть Бога. Большинство людей вынуждено было соглашаться, их голову накрывали мокрой тряпкой и тихо повторяли обычную формулу крещения. Такое тайное обращение в свою веру недостойно святой. Если душе грозит опасность, то лучше обучить ее вере, позволить человеку прийти к ней естественным путем.

Мать Тереза принципиально относилась к вопросу абортов, контрацепции и разводов. Церковь учит терпимости, но Мать Тереза не поддерживала тех, кто решил прервать беременность. Она осуждала таких женщин, невзирая на обстоятельства. При получении Нобелевской премии монахиня заявила: «Аборт - худшее зло мира и его самый большой враг. Если мать может убить своего ребенка, то что помешает нам убивать друг друга?». Бескомпромиссная позиция не принимала во внимание смягчающие обстоятельства. В 1971 году индо-пакистанская война привела к многочисленным злодеяниям, в том числе к изнасилованию 450 тысяч индианок пакистанцами. Но Мать Тереза не поддержала женщин и не осудила злодеев, а предпочла обратить внимание на проблему с абортами. Для нее не стоял вопрос, сохранить ли ребенка от преступника. И таких убеждений монахиня придерживалась всю жизнь. В 1993 году Тереза осудила 14-летнюю жертву изнасилования в Ирландии, решившую сделать аборт. Путешествуя по всему миру, монахиня лоббировала запрет разводов, средств контрацепции. Мать Тереза полагала, что браки освящены Богом. И когда в Ирландии рассматривался вопрос легализации разводов, монахиня призывала сохранить дух католической страны. Правда, в личных целях Мать Тереза легко отступала от своих принципов. Она поддержала своего друга Индиру Ганди, которая начала принудительную стерилизацию бедняков. Мать Тереза поддержала другую свою подругу, принцессу Диану, чей брак с принцем Чарльзом распался. Монахиня даже одобрила такое решение, так как из семьи ушла любовь.

Мать Тереза жила преимущественно в Калькутте. Мать Тереза много времени провела в путешествиях по всему свету. Она то агитировала против абортов в США и Японии, то летела в Ирландию выступать против разводов. Монахиня пыталась привлечь внимание спонсоров к своей организации. В самой же Калькутте та была не особенно известна. Бедность города была фоном для работы Терезы и выступлений в СМИ. Фактически же в Калькутте она провела мало времени во взаимодействии с другими социальными или культурными службами. Даже ее духовный наставник Эдвард Ле Джолли подтвердил в своей книге о Матери Терезе, что она в городе была нечасто. И хотя сама монахиня и говорила, что несчастна вдали от Калькутты, время между поездками активистка предпочитала проводить в Риме, а не в Индии.

Мать Тереза оказывала нуждающимся максимально возможную помощь. Выше уже упоминалось, что она помогала не всем беднякам даже в Калькутте. Мать Тереза стремилась быть заметной на фоне огромных бедствий. Когда в Бхопале произошла трагедия на карбидном заводе, крупнейшая в мире производственная авария, монахиня тут же отправилась туда под объективы журналистов. Увидев число жертв, Мать Тереза начала турне по больницам для оказания помощи. Некоторым оставшихся в живых удалось с ней пообщаться, но Миссионерки Любви не отправили часть своих богатых фондов в местные миссии, чтобы те оказали страждущим конкретную помощь. В 1993 году в провинции Латур случилось землетрясение, погибло 8 тысяч человек, еще 5 миллионов лишилось крова. Мать Тереза не смогла направить туда никого из своих миссионеров или добровольцев. Не выделила она и средств на восстановление жилищ. А ведь многие благотворительные организации и религиозные конфессии помогали и оказывали помощь пострадавшим. Тем не менее Мать Тереза вовсю позировала на фоне новых домов для жителей Латура. В тому же году Индию поразила бубонная чума. Несмотря на непричастность к лечению больных, Мать Тереза была сфотографирована, как попавшая в карантин в Риме. Эти фотографии разошлись по всему миру, доказывая, что монахиня помогала справиться с эпидемией.

Мать Тереза совершила немало чудес, является святой. Для того, чтобы объявить человека святым, у католической церкви есть строгий регламент. Обычно вопрос об этом поднимается не менее, чем через пять лет после его смерти. Такой срок должен пройти, чтобы умерить пыл противников и поклонников, избавиться от истерии относительно персонажа. Однако в случае с Матерью Терезой церковь отступила от своих же правил. Процесс канонизации начался всего через два года после смерти. К лику блаженных монахиню причислили в 2003 году. Беатификация, первый шаг к полной святости, требует выполнение чуда. В 2002 году католическая церковь заявила, что Мать Тереза вылечила индийскую женщину с опухолью в животе. Произошло это уже через год после смерти монахини, путем прикладывания медальона с ее изображением к больному месту. И хотя женщина действительно считает, что ее вылечила Мать Тереза, врачи говорят, что проблема была не в опухоли, а в кисте. И помогли лекарства, выписанные в местной больнице. Медики отмечают, что больная находится в распоряжении миссионеров, которые отказываются ее освободить. Врачи даже утверждают, что на них давила католическая церковь, требуя объявить выздоровление чудом, а не результатом действия лекарств.

После смерти Матери Терезы весь мир скорбел по ней. Монахиня умерла в глубокой старости, в 87 лет. Это случилось 5 сентября 1997 года. Однако газеты в те дни обсуждали смерть принцессы Дианы, случившуюся за неделю до того. Только в Индии смерть знаменитой миссионерки стала значимым событием. Мать Тереза была искренней и ревностной католичкой. Мать Терезу следует считать фанатичкой. Ее постоянные видения были скорее не религиозного свойства, а психического. В больнице Калифорнии, где монахиня лечила свое сердце (вдали от бедняков Калькутты), над ней провели даже обряд экзорцизма. И уже после смерти Матери Терезы появились свидетельства отсутствия у нее искренней веры.

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова